Репортаж: один день из жизни смазчиков Сборной Казахстана по биатлону

Биатлон – это один из самых зрелищных зимних видов спорта, аудиторию которого составляют миллиарды зрителей по всему миру. Не секрет, что биатлон – это командный вид спорта. И даже, если на экране мы видим только спортсменов – это словно верхушка айсберга. Огромная работа проводится вдали от телевизионных камер. Сегодня мы хотели бы Вам рассказать из чего складывается рабочий день команды смазчиков во время соревнований.
Репортаж: один день из жизни смазчиков Сборной Казахстана по биатлону

Сборная Казахстана по биатлону состоит из спортсменов, тренерского штаба, медицинского персонала и команды смазчиков. Результативность в биатлоне складывается из трех компонентов: физической формы атлетов, стрельбы и готовности лыж к соревнованиям. Нельзя сказать, что какой-то из компонентов более важен, чем остальные. Результат в биатлоне – это квинтэссенция всех вышеуказанных показателей в совокупности.

Поэтому подготовка лыж – это отдельное искусство. Вот они наши герои сегодняшнего репортажа.

Бригада смазчиков Сборной Казахстана (слева направо): Сергей Наумик, Андрей Белопухов, Александр Червяков.

Смазчики приходят на стадион первыми и уходят последними. В зависимости от количества стартов (в день их может быть от одного до четырех), рабочий день бригады начинается в 6-8 утра и до 7-9 вечера.

Все начинается с того, что идет подготовка лыж: снимается предыдущее покрытие, абразивным методом, то есть его выскребают. Или щеткой, или шуруповертом со специальной насадкой. Работа происходит с достаточно токсичными химикатами, поэтому работа производится в защитных респираторных масках.

Подготовка лыж для покрытия, снятие предыдущего покрытия

В арсенале команды находится более 150 пар лыж. Помимо командных у спортсменов есть именные лыжи. У каждого участника сборной – свои параметры для лыж в зависимости от роста, веса и типа гонки. Все эти лыжи требуют транспортировки и расстановки после каждого переезда из города в город во время соревновательного сезона. Что априори очень трудоемкий и время затратный процесс. Большие команды-мастадонты, такие как Норвегия, Швеция, Россия и Франция имеют собственные траки (грузовики) оборудованные специально под нужды смазочной бригады. Это весьма экономит время сервисменам, но стоит это удовольствие баснословных денег.    

После того как покрытие было снято и лыжи подготовлены, в зависимости от погодных условий и типа снега выбирается новое покрытие. Все эти выводы делаются на основе длительных наблюдений и личного опыта профессионалов своего дела. Основа для покрытия – это воск, который фиксирует выбранную смазку и закрепляет ее на поверхности лыж на все время гонки. Далее в зависимости от погодных реалий выбираются комбинации из эмульсии и порошков.   

На фото Сергей Наумик порывает воском лыжи

Можно сказать, что у нашей команды тысячи различных баночек всевозможных эмульсий и порошков различного производства: Swix, Start, Gallium и т.д. Каждая их баночек стоит от 30 до 100 евро за баночку. Широкий ассортимент смазочных материалов помогает нашим смазчикам быть во все оружии при любых погодных условиях.

Содержимое одного из 20 ящиков в кабине сервисеров

Следующим этапом после определения условий на предстоящую гонку, сервисеры покрывают различными комбинациями смазочных материалов тестовые пары лыж и обкалывают их до определения оптимального покрытия. Это занимает около 2х часов.

Обкатка тестовых лыж с различными покрытиями

Сами лыжи изготовляются из спрессованного в соты углепластика, благодаря чему они стали более легкими по сравнению со своими деревянными предшественниками. Они хорошо скользят, и могу служить достаточно долго. Как отметил Александр Червяков, из-под одного и того же пресса могут выйти абсолютно разные лыжи, это как индивидуальный отпечаток пальца. Казалось бы, одни и те же лыжи, марки, модели и серии, а при одинаковом покрытии могут скользит абсолютно по-разному.

Именные лыжи спорстменов

Далее после определения оптимального «рецепта» для покрытия лыж, начинается самое интересное. На каждого стартующего готовятся в среднем по 4-5 пар лыж для определения оптимальной пары с выбранным покрытием. Лыжи сначала обкатываются сервисменами, и лишь затем передаются спортсменам, которые сами выбирают для себя лучший вариант.

Обкатка лыж в тандеме со спуска для определения оптимальной пары для разгона

В сутки сервисная бригада ежедневно готовит 80-100 пар лыж. Изо для в день. Это на самом деле огромный объем работы. Который чаще всего оказывается за кадром. В больших командах количество сервисменов гораздо больше, например, у Сборной Японии 7 сервисеров, а у Норвегии – 11. Поэтому биатлон – это командный вид спорта. И максимальный результат зависит от 100 % работы всей команды. Спасибо большое нашим сервисменам за Ваш тяжелый труд! Быстрых лыж нашим спортсменам!

Алға Қазақстан!

Фото: Юлия Садыкова и Гульдария Валиева       

Контакты

  • ОЮЛ «СОЮЗ БИАТЛОНИСТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»
  • Республика Казахстан, 010000, г. Астана пр. Кабанбай батыра, 11/5 7 этаж, офис 707
  • Пресс-отдел: +7 771 688 2747
  • E-mail: kzbiathlonunion@gmail.com
© 2024 Все права защищены